понедельник, 7 апреля 2025 г.

Сенсорная интеграция детей с ОВЗ на занятиях по физической культуре в детском саду

 



Сенсорная интеграция детей с ОВЗ

на занятиях по физической культуре в детском саду

 

Физическая культура в детском саду — это не только развитие двигательных навыков, но и важный инструмент для поддержки сенсорной интеграции, особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сенсорная интеграция — врожденная реакция организма на сигналы, полученные от рецепторов: осязание, обоняние, слух, зрение, вестибулярный аппарат, это процесс, при котором мозг информирует человека о происходящем вокруг. Для детей с ОВЗ, такими как расстройства аутистического спектра (РАС), ДЦП, нарушениями слуха или зрения, дисфункция сенсорной интеграции может затруднять освоение мира. Занятия физкультурой становятся пространством, где через движение и игру можно мягко корректировать эти трудности.

Роль физической культуры в сенсорной интеграции

Дети с ОВЗ часто сталкиваются с гипер- или гипочувствительностью к сенсорным стимулам: одни могут болезненно реагировать на громкие звуки или прикосновения, другие — не замечать опасностей или испытывать трудности с координацией. Физические упражнения, подобранные с учётом индивидуальных особенностей, помогают: 

1. Регулировать сенсорный баланс — например, прыжки на батуте или раскачивание в гамаке стимулируют вестибулярный аппарат, улучшая чувство равновесия. 

2. Развивать проприоцепцию (ощущение тела в пространстве) через упражнения с сопротивлением: ползание, лазание по шведской стенке, игры с мячом. 

3. Снижать тревожность за счёт повторяющихся ритмичных движений (ходьба по линии, катание на фитболе). 

Практические методы и адаптации

Для успешной интеграции сенсорных практик в занятия физкультурой важно учитывать особенности каждого ребёнка. Вот несколько стратегий: 

 1. Использование многоуровневых активностей

– Полосы препятствий с элементами разной текстуры (мягкие маты, ребристые дорожки) — помогают активировать тактильные рецепторы. 

– Игры с сенсорными мешками (наполненными крупами, шариками) — развивают мелкую моторику и концентрацию. 

2. Интеграция визуальной поддержки

Для детей с РАС или когнитивными нарушениями эффективны: 

– Схемы упражнений в картинках — визуальные подсказки упрощают понимание задачи. 

–Цветовая маркировка зон в зале (например, красный коврик для прыжков, синий — для отдыха). 

3. Работа с вестибулярной системой 

– Качание в гамаке или на качелях. 

– Упражнения на балансировочных досках или подушках. 

 4. Совместная игра

Групповые игры, такие как «Море волнуется» или эстафеты с передачей предметов, учат детей координировать действия с другими, что важно для социальной адаптации.

Важность командной работы

Педагогу по физкультуре необходимо тесно сотрудничать с другими специалистами: дефектологами, психологами, родителями. Например: 

–Индивидуальные сенсорные диеты — комплексы упражнений, чтобы компенсировать имеющиеся дефициты в сенсорной обработке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сенсорная интеграция детей с ОВЗ на занятиях по физической культуре в детском саду

  Сенсорная интеграция детей с ОВЗ на занятиях по физической культуре в детском саду   Физическая культура в детском саду — это не тол...