четверг, 2 мая 2024 г.

Формирование физических и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через развитие социального и эмоционального интеллекта

 


Формирование физических и музыкальных способностей
детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
через развитие социального и эмоционального интеллекта
 на основе апробации программы «Язык эмоций».

В последнее время все больше уделяется внимание эмоциональной сфере ребенка. Для детей способность понимать себя и других становится основой для сотрудничества, формирования умения выстраивать отношения как со сверстниками, так и взрослыми, формирования умения выражать свои эмоции. Над программой эмоционального интеллектуального развития наш пед. коллектив работает в статусе федеральной, краевой и муниципальной инновационных площадок с 2020 года.

Совместный проект инструктора физкультуры с музыкальным руководителем разработан и внедрен в работу дошкольной организации на основе апробации программы «Язык эмоций», разработанный ФИСО (федеральный институт современного образования) г. Москва.

Мы представляем вам проект по теме: Формирование физических и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через развитие социального и эмоционального интеллекта на основе апробации программы «Язык эмоций».

Эмоциональный интеллект является одним из основных видов интеллекта. Эмоциональный интеллект также нередко рассматривают

как часть социального интеллекта и можно заметить, что его изучают не столько с позиции эмоциональной сферы, сколько с позиции проблематики социальных взаимодействий и коммуникаций

Развитие критериев эмоционального интеллекта становится возможным при активном участии ребёнка в совместной творческой деятельности.

В своей проектной деятельности по эмоциональному и физическому развитию детей используем игры и игровые упражнения, основанные на карточках с изображениями базовых видов эмоций, так же пиктограммы с выражениями эмоций - как вариант усложнений. Выбор карточек производим по гендерному подходу: девочки – мальчики, а также в старших возрастных группах: представители народов мира (европейцы, азиаты). ИГРЫ С ПИКТОГРАММАМИ ЭМОЦИЙ

Хотим вас познакомить с теоретической основой представлений о том, что отношение к тем или иным людям, событиям, объектам или явлениям отражается в цветовых ассоциациях к ним. То есть каждый цвет спектра является условным знаком определенного настроения:

- красный — восторженное;
- оранжевый — радостное, теплое;
- желтый — светлое, приятное;
- зеленый — спокойное, уравновешенное;
- синий — неудовлетворительное, грустное;
- фиолетовый — тревожное, напряженное;
- черный — полный упадок, уныние;
- белый — символизирует ответ типа: «трудно сказать».

Данные об условных знаках взяты из программы «Язык эмоций»

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитии мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Наша совместная работа с музыкальным руководителем построена следующим образом:

- предварительный этап – ознакомление с музыкальным произведением (слушание, разбор характера музыкального произведения и выбор детьми эмоционального отношения к данному музыкальному произведению).

- основной этап – подбор физических упражнений, игр, игровых упражнений согласной выбранной эмоции, полученной в результате прослушивания музыкального произведения.

- заключительный – рефлексия детского коллектива

Игра «Цветная мелодия"

https://cloud.mail.ru/public/utee/6v1b2yHsE

Цель: Развивать представления об окружающем мире, понятий: цвет, звук, музыкальный звук, цветные звуки и их звучание.

Задачи: Развитие музыкально-сенсорного восприятия, памяти, воображения, мышления, музыкального творчества. Прививать музыкальный вкус. Расширять словарный запас детей, развивать ориентировку в пространстве, быстроту реакции, укрепление мышц нижних конечностей.

Предварительная работа: музыкальный руководитель на музыкальном занятии раздает детям карточки с разными цветами (каждый цвет символизирует определенную эмоцию) и объясняет правила игры: «Сейчас мы вместе прослушаем несколько мелодий. Пока играет музыка, вы должны будете подобрать карточку того цвета, которая подходит под настроение мелодии и поднять ее. Какие эмоции вы услышали в прослушанной мелодии? Почему подобрали к ней карточку именно такого цвета?» Затем выразить свои эмоции в музыкально - ритмических движениях.

Игру можно усложнять, добавляя больше карточек с разными цветами.

Описание: На физкультурном занятии: на полу разложены цветные модули (карточки, мячи, кольца). Под музыкальное произведение, прослушанное ранее на музыкальных занятиях, дети выполняют различные физические, дыхательные, упражнения, движения (полька, галоп и т.д) Когда музыка затихает, дети должны выполнить перестроения (в колонну по одному, в круг, парами) у того модуля, который подходит под настроение мелодии и выражает ту или иную эмоцию.

Усложнение: можно выполнять командами, чья команда быстрее выполнит задание.

Музыкальный материал:

-И. Штраус   «Трик- трак»

-И. Штраус  «Марш Радецкого»

-Ф. Шопен  «Вальс си минор»

-А. Вивальди «Зима»

-И. Бах  «Шутка»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Формирование физических и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через развитие социального и эмоционального интеллекта

  Формирование физических и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через развитие социального и эмоционального и...