Формирование физических и музыкальных способностейдетей старшего дошкольного возраста с ОВЗчерез развитие социального и эмоционального интеллектана основе апробации программы «Язык эмоций».
В последнее время все
больше уделяется внимание эмоциональной сфере ребенка. Для детей способность
понимать себя и других становится основой для сотрудничества, формирования
умения выстраивать отношения как со сверстниками, так и взрослыми, формирования
умения выражать свои эмоции. Над программой эмоционального интеллектуального
развития наш пед. коллектив работает в статусе федеральной, краевой и
муниципальной инновационных площадок с 2020 года.
Совместный проект инструктора
физкультуры с музыкальным руководителем разработан и внедрен в работу
дошкольной организации на основе апробации программы «Язык эмоций»,
разработанный ФИСО (федеральный институт современного образования) г. Москва.
Мы представляем вам проект по теме: Формирование физических и музыкальных
способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через развитие
социального и эмоционального интеллекта на основе апробации программы «Язык
эмоций».
Эмоциональный интеллект является одним из основных
видов интеллекта. Эмоциональный интеллект также нередко рассматривают
как часть социального интеллекта и можно заметить, что
его изучают не столько с позиции эмоциональной сферы, сколько с позиции
проблематики социальных взаимодействий и коммуникаций
Развитие критериев эмоционального интеллекта
становится возможным при активном участии ребёнка в совместной творческой деятельности.
В своей проектной деятельности по эмоциональному и
физическому развитию детей используем игры и игровые упражнения, основанные на
карточках с изображениями базовых видов эмоций, так же пиктограммы с
выражениями эмоций - как вариант усложнений. Выбор карточек производим по
гендерному подходу: девочки – мальчики, а также в старших возрастных группах:
представители народов мира (европейцы, азиаты). ИГРЫ С ПИКТОГРАММАМИ ЭМОЦИЙ
Хотим вас познакомить с теоретической основой
представлений о том, что отношение к тем или иным людям, событиям, объектам или
явлениям отражается в цветовых ассоциациях к ним. То есть каждый цвет спектра
является условным знаком определенного настроения:
- красный — восторженное;
- оранжевый — радостное, теплое;
- желтый — светлое, приятное;
- зеленый — спокойное, уравновешенное;
- синий — неудовлетворительное, грустное;
- фиолетовый — тревожное, напряженное;
- черный — полный упадок, уныние;
- белый — символизирует
ответ типа: «трудно сказать».
Данные об условных знаках взяты из программы «Язык
эмоций»
Подвижная игра –
незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем
мире, развитии мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых
качеств.
Наша совместная работа с
музыкальным руководителем построена следующим образом:
- предварительный этап –
ознакомление с музыкальным произведением (слушание, разбор характера
музыкального произведения и выбор детьми эмоционального отношения к данному
музыкальному произведению).
- основной этап – подбор
физических упражнений, игр, игровых упражнений согласной выбранной эмоции,
полученной в результате прослушивания музыкального произведения.
- заключительный –
рефлексия детского коллектива
Игра «Цветная мелодия"
https://cloud.mail.ru/public/utee/6v1b2yHsE
Цель: Развивать
представления об окружающем мире, понятий: цвет, звук, музыкальный звук,
цветные звуки и их звучание.
Задачи: Развитие музыкально-сенсорного восприятия, памяти,
воображения, мышления, музыкального творчества. Прививать музыкальный вкус. Расширять
словарный запас детей, развивать ориентировку в пространстве, быстроту реакции,
укрепление мышц нижних конечностей.
Предварительная работа: музыкальный руководитель на музыкальном занятии раздает
детям карточки с разными цветами (каждый цвет символизирует определенную
эмоцию) и объясняет правила игры: «Сейчас мы вместе прослушаем несколько
мелодий. Пока играет музыка, вы должны будете подобрать карточку того цвета,
которая подходит под настроение мелодии и поднять ее. Какие эмоции вы услышали
в прослушанной мелодии? Почему подобрали к ней карточку именно такого цвета?»
Затем выразить свои эмоции в музыкально - ритмических движениях.
Игру можно усложнять, добавляя больше карточек с разными
цветами.
Описание: На
физкультурном занятии: на полу разложены цветные модули (карточки, мячи,
кольца). Под музыкальное произведение, прослушанное ранее на музыкальных
занятиях, дети выполняют различные физические, дыхательные, упражнения, движения
(полька, галоп и т.д) Когда музыка затихает, дети должны выполнить перестроения
(в колонну по одному, в круг, парами) у того модуля, который подходит под
настроение мелодии и выражает ту или иную эмоцию.
Усложнение:
можно выполнять командами, чья команда быстрее выполнит задание.
Музыкальный материал:
-И. Штраус «Трик-
трак»
-И. Штраус «Марш
Радецкого»
-Ф. Шопен «Вальс си
минор»
-А. Вивальди «Зима»
-И. Бах «Шутка»
Комментариев нет:
Отправить комментарий