пятница, 6 мая 2022 г.

Развитие речи на занятиях по физической культуре в ДОУ

 

Развитие речи на занятиях по физической культуре в ДОУ

 

       Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Но, помимо развития физических качеств, не стоит забывать и о развитии речи. С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. Роль движений чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического и речевого развития. Поэтому на занятиях физкультурой необходимо стараться помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи. А для достижения наиболее  высокого результата в преодолении речевого недоразвития возможно только при условии тесной взаимосвязи в работе учителя – логопеда и инструктора по физической культуре.

Для решения выше поставленной цели необходимо использовать следующие коррекционно – оздоровительные виды деятельности.

Общеразвивающие упражнения позволяют укрепить опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивать координацию движений общей моторики и двигательную память, формировать правильную осанку. Подбираются с учетом лексической темы, или в форме игры с речевым сопровождением.

 

Артикуляционная гимнастика проводится в виде артикуляционных сказок с целью развития функций речедвигательного аппарата, добиваясь усвоения верных артикуляционных поз и преодоления трудностей переключения с одного положения языка на другое.

Пальчиковая гимнастика для тренировки пальцев и кистей рук, , стимуляции деятельности речевых зон коры головного мозга. Подбираются с учетом лексической темы, с речевым сопровождением.


 Дыхательная гимнастика способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и плавности.


Речевые игры на закрепление лексико-грамматического материала, проходимого на фронтальных логопедических занятиях.

Оздоровительно-развивающие, подвижные игры применяются для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения правилам игры. Так же в играх применяются считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста. Речёвка — небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей. Девиз — короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников.


 Релаксация включает в себя упражнения на расслабление мышц рук, ног, лица, шеи, туловища, снятие мышечного и эмоционального напряжения. В основном проводится в положении лежа, под музыку.

          Имеются еще много различных форм и методов, способствующих развитию речи дошкольников, которые применяются на занятиях по физической культуре в ДОУ. И они широко применяются в образовательной деятельности. В течение занятий по физической культуре ребенок обогащает свою речь и узнает много нового и интересного. У ребенка активизируется и повышается активный и пассивный словарный запас, развивается мышление, воображение, формируются волевые качества личности. Ребенок социализируется путем общения на занятиях с инструктором по физической культуре, приобретает навыки речевого общения, овладевает спортивной профессиональной терминологией, а именно — усваивает названия предметов, спортивного инвентаря, видов спорта и др. На занятиях физкультурой инструктор активно пользуется различными спортивными понятиями, командами, распоряжениями, просьбами, наводящими вопросами, объяснениями и многим другим. Также он использует рассказ, беседу с воспитанниками.

Источники:https://urok.1sept.ru/articles/629506

                   https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/09/03/fizkulturnye-zyanyatiya-v-logopedicheskoy-gruppe

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Какой вид спорта подходит ребенку?

    Какой вид спорта подходит                                                                                                     ребенку? С...